В случае регулярных повышенных нагрузок:
- буксировка параплана на лебедке;
- упражнения SIV;
- аэробатика;
- частые полеты в жестких термических условиях;
могут вытянуться стропы.
После выполнения упражнений SIV или аэробатики могут также потянуться нервюры, но оболочка параплана не станет воздухопроницаемой. При этом и стропная система может не изменить своих линейных размеров. Вы проверите стропы - все в порядке, ткань - воздухопроницаемой не стала, но... параплан почему-то нормально не летит.
Нервюры тянутся в основном по диагонали: на верхней оболочке параплана в полете будут видны вздутия между рядами и характерные вмятины над местами крепления строп. Потянутые нервюры отремонтировать или подправить уже не удастся - параплан приходит в негодность... Это, пожалуй, самое неприятное возможное последствие SIV и аэробатики для параплана...
Повреждения параплана в процессе выполнения фигур высшего пилотажа или упражнений SIV не входят в гарантийные случаи ни у одного производителя снаряжения.
Обычно вытягиваются стропы первого и второго ряда, т.к. на эти ряды приходится большая часть всей нагрузки на стропную систему. Если размеры строп по первому и второму ряду увеличились, то увеличиваются и установочные углы атаки, причем не равномерно по всему размаху. Это приводит к уменьшению скоростных показателей параплана и ухудшению срывных свойств: безопасный ход клевант (до точки срыва) становится ощутимо короче; параплан начинает летать медленнее, и пилот это чувствует. При этом не факт, что параплан станет более подвержен складываниям. Также изменяется динамика разворота, полета в термических потоках, параплан становится более вялым в управлении.
Вытягивание строп опасно прежде всего срывными показателями: полетная скорость приближается к скорости сваливания. Сильнее всего эта тенденция будет заметна на буксировке, и первым признаком вытянувшихся строп является затрудненный старт.
В зависимости от модели аппарата такие очевидные тенденции появляются при увеличении длины стропы от 1 до 2 см. Увеличение длины строп на 2 см почувствует даже самый невнимательный пилот.
У производителя параплана имеется стропная схема, по которой и производится проверка длин строп. Исследование стропы на остаточную прочность производится путем разрушения опытной стропы на разрывном стенде, при этом измеряется нагрузка. при которой стропа рвется. Для проверки на прочность из параплана берутся 2-3 стропы (центроплан, полуконсоль, консоль), обычно это тонкие стропы верхнего яруса. Остаточная прочность сравнивается с номинальной.
Влажная стропа тянется намного сильнее, во влажном состоянии тянется даже арамидное волокно. Влажная ткань параплана также тянется сильнее, вплоть до запоминания деформации - т.е. после высыхания параплан может и не вернуться в изначальное состояние. Очень пагубно действует на стропы, особенно арамидные, городской кислотный дождик, так что лучше параплан вообще не мочить.
Кроме того, стоит внимательно относиться к назначенному ресурсу (т.е. сроку службы). Он исчисляется с момента изготовления детали (т.е. стропы). Если параплан просто пролежал в углу 5 лет, а назначенный ресурс стропы указан, например как "300 летных часов или 3 года", значит, стропы надо менять...
Для изготовления строп параплана применяют два типа материалов на основе высокопрочных синтетических волокон: DYNEEMA и группа арамидных волокон - кевлар, арусар, арамид...
Если посмотреть на волокно стропы под оплеткой, DYNEEMA - волокно белого цвета, все арамидные волокна - коричневатые или цвета хаки.
По механическим свойствам материалы имеют свои особенности. DYNEEMA - волокно, которое в процессе эксплуатации слабо теряет свою прочность (а некоторые марки DYNEEMA даже упрочняются!). Но при этом большинство марок DYNEEMA имеет свойство вытягиваться. Вообще, коэффициент растяжения DYNEEMA больше, чем у арамидного волокна той же прочности. Стропы из DYNEEMA меньше боятся ультрафиолетового излучения.
Чаще всего DYNEEMA используют для изготовления строп малой абсолютной длины (на верхних ярусах).
Арамидное волокно имеет значительно меньший коэффициент растяжения, при этом после циклических нагрузок уменьшает свою прочность. (Циклические нагрузки - попеременное приложение и снятие нагрузки, причем нагрузка изменяется по законам, приближенным к условиям реальной эксплуатации. Таким образом моделируется усталостная прочность - параметр, характеризующий способность материала к большому количеству циклических нагрузок). Линейные размеры арамидного волокна со временем практически не изменяются не зависимо от приложенных нагрузок и их количества, т.е. материал практически не вытягивается. Арамидное волокно ставят на более длинные стропы нижнего яруса. Арамид менее стоек к ультрафиолетовому излучению, а толстая арамидная стропа имеет больший ресурс, чем тонкая (т.е. 2 стропы с прочностью 100 кг при тех же циклических нагрузках теряют прочность быстрее, чем 1 стропа прочностью 200 кг).
Сейчас все больше производителей парапланов переходят на DYNEEMA, и, скорее всего, не из-за технических характеристик материала, а из-за того, что работать с одним артикулом проще... Один арамид не ставят из-за того, что тонкие стропы верхнего яруса достаточно быстро теряют прочность.
Нельзя с уверенностью сказать, какая стропная система прослужит дольше: вытянется ли DYNEEMA быстрее, чем потеряет прочность арамид, или наоборот.
В процессе эксплуатации также возможно увеличение воздухопроницаемости ткани параплана. Последствия: уменьшение скорости и аэродинамического качества, ухудшение свальных характеристик (за счет набухания погранслоя), проблемы на буксировке (при больших углах атаки возможно сваливание), увеличение вероятности складывания в тех условиях, в которых ранее параплан не склдадывался. За этим также необходимо следить и вовремя заменить параплан на новый.
Российская специфика эксплуатации параплана (постоянные буксировочные полеты, вошедшие в моду SIV и аэробатика) такова, что потеря прочности или вытягивание строп может происходить раньше, чем пройдет указанный производителем срок службы. Кроме того, никто из российских пилотов не соблюдает правила хранения.
В любом случае, параплан желательно проверять раз в летный сезон.
Причем проверкой рекомендуется заниматься заранее, так как за 2-3 дня до соревнований вы вряд ли успеете произвести ремонт или поменять стропы.